XX век

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале XX века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул и Семипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

События 1917—1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр — город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр — город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр — город Барнаул).

На протяжении 20-х годов Алтай оставался аграрным регионом и поэтому основные политические и социально-экономические процессы были связаны с развитием деревни. К началу 30-х годов была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств. НЭП к этому времени уже не существовал.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 20-х годов сказывается окончание строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Для переработки среднеазиатского хлопка сооружается Барнаульский меланжевый комбинат. В Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби были построены элеваторы, в Бийске и Алейске — сахарные заводы, в Бийске, Рубцовске и Поспелихе — мясокомбинаты. Быстрыми темпами росли металлообработка и производство строительных материалов, улучшалась транспортная сеть. К концу 30-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Война основательно изменила хозяйственный облик Алтая, дав мощный импульс развитию его промышленности. В то же время край оставался одной из основных житниц страны, являясь крупным производителем хлеба, мяса, масла, меда, шерсти и других сельскохозяйственных продуктов.

Первое послевоенное десятилетие было периодом массового освоения новой техники и технологии. Темпы роста промышленности края превышали общесоюзные. К началу 60-х годов на Алтае производилось более 80 % тракторных плугов, свыше 30 % грузовых вагонов и паровых котлов, выпускавшихся к этому времени в РСФСР.

Приоритетное развитие промышленности, характерное для послевоенных десятилетий, сказалось на состоянии сельского хозяйства, которое продолжало развиваться экстенсивными методами. Ключевой для Алтая оставалась зерновая проблема. Временный выход из положения дало освоение целинных и залежных земель, которое в дальнейшем обернулось потерями посевных площадей в результате эрозии почв.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

А после распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства.